top of page

Вы - друзья мои.

Аскар Есенбаев (р. 1959) обратил на себя внимание в конце 80-х превосходными скульптурными портретами и образами библейских персонажей. Библия - священная книга для верующих, представляет интерес и для мирянина, светского человека, являясь кладезем мудрых фабул, многократно пропущенных сквозь многовековое пространство искусства, сквозь магические кристаллы индивидуальных концепций. Неудивительно желание многих художников попробовать свои силы на этом поле и дать свою интерпретацию известных сюжетов и персонажей.


Сначала у молодого скульптора появился «Адам» с наивной пластикой ещё поначалу скованного тела. Затем композиция «Плещеево озеро» с символической несоразмерностью малой ладьи и больших фигур Христа, ангела и рыбака. Этот приём художник повторил в вариантах композиции «Ноев ковчег» с судёнышком, до отказа заполненным жаждущим спасения «человечеством» и домашними животными. Привлекли внимание Есенбаева также истории о танце капризной Саламии и подвиге красавицы Юдифь.


В 90-е годы появилась череда условных фигур, стремящихся к знаку, указующему, что духовное не равно телесной оболочке: «Архангел Гавриил», «Большой ангел», «Лик-1 ». У каждого из них голова трансформировалась в диск со стилизованными чертами лица. Вместо тела - что-то вроде шеста, раздваивающегося на две гигантские ступни. Если Гавриил обладал неким подобием одежды и хрупкими кистями рук, то Ангелу оставлены были только ступни, а Лику - одна вертикаль опоры.


Постепенно культурологический интерес сменяется религиозным аспектом восприятия, окрашенным искренними интонациями. В начале 2000-х среди многих других созданы «Голгофа» с трагическим образом Иисуса и «Пророк» с просветлённым лицом молодого иудея. Затем возникли композиции: «Иисус в детстве» и «Гефсиманский сад». Появляются три больших рельефа: «Блудный сын», «Содом и Гоморра», «Моление о чаше». Скульптурная группа «Ангел ведёт царя» (с деревом в одежде и бронзой в крыльях и головах) определяет разные уровни бытия: соотношение телесного и духовного, природного и культурного начал.


Все названные работы, безусловно, обладающие собственной художественной ценностью, стали своего рода подступами к многофигурной композиции, названной художником словами Иисуса Христа: «Вы - друзья Мои». Составленная из шагающих согласованным и уверенным фронтом фигур Мессии и его 12-ти учеников, жаждущих духовного совершенства, эта композиция мгновенно завораживает взгляд.



Размер её совсем небольшой, однако сила эмоционального воздействия возникающего образа весьма велика. Как и всякое произведение, обладающее глубоким содержанием, оно нескоро родилось, почти самовольно трансформировалось, пока не возникла мелодия единого телесного и духовного движения.

Скульптор талантливо соединил выразительные объёмы голов, шей и босых ног с бесплотностью лёгких фи­гур, охваченных энергией шествия, од­новременно наступательного и миро­любивого. Сила дружеского согласия выражена сомкнутостью одинаковых по высоте тел. При всей типичности каждый персонаж обладает «лица не­общим выраженьем».


Мощный ритм расположения го­лов в пространстве поддержан пункти­ром воротов туник и волнообразным краем гиматиев. Ниже ключиц тела словно бы исчезают: скрытые завесой одежд они представляются некой вол­ной, живой нерушимой стеной. Здесь происходит забвение телесности в пользу духовности. Недаром хрупкий рисунок пальцев у сердец ассоции­руется с работой души.


Чуть проступающие сквозь ткань колена и особенно босые стопы (с красивым ритмом их чередования: выдвинута то правая нога, то левая - ведь здесь, если и воинство, то ду­ховное) возвращают фигуры в мате­риальный мир, ждущий проповеди. Двенадцать апостолов, по шесть с обе­их сторон от печально сосредоточен­ного Христа, преданно смотрят на него и не боясь идут вперёд, ведомые ду­ховной с ним спаянностью. Возникает образ христианина, сочетающего силу духа, нравственность, обуздывающую телесную стихию, и подвижническую деятельность во славу Бога.


В композиции использован антич­ный принцип изокефалии (равного­ловия), чтобы подчеркнуть равенство всех. И всё же центр слегка выделен - голова Христа возвышается над го­ловами учеников. Художник набра­сывает гиматий на голову Христа и на головы пятого слева и четвертого справа апостолов, создавая тем самым лёгкую асимметрию, снимающую про­стоту чистого равновесия акцентов. Не забыл скульптор и оборотную сторону композиции. Строгая и выразительная игра складок одежд, покрывающих тринадцать спин, стоит того, чтобы не один раз обойти скульптурную группу со всех сторон.


Эта композиция соответствует ис­комой искусством идеальности визу­ального образа. Её целостность вос­принимается раньше её отдельных черт, а смысл пластического высказы­вания улавливается чувствами до того, как видятся выражающие его знаки. Несомненно, она - результат личностного духовного и творческого опыта художника.


Главное, наиболее сегодня важное для Есенбаева: неделимый пластичес­кий образ представляет абсолютную и вечную реальность, которая по от­ношению к сотворённому тленному миру - первична. Иначе сказать, дан­ный пластический образ выражает сакральное, которое в религиозной модели мира есть субстанция бытия, исполненная благодатной силой.


Композиция «Вы - друзья Мои» обладает и образной, и пластической монументальностью. Нетрудно пред­ставить её увеличенной до размеров человеческого роста и поставленной перед храмом на невысоком поста­менте, подобно «Гражданам Кале» Ро­дена, чтобы идущие мимо верующие могли чувствовать свою причастность сакральному моменту, давно случив­шемуся и происходящему в каждое мгновение их жизни.


Для всех остальных - в качестве па­мятника историческому и духовному пути христианской части человечест­ва, вот уже более 2-х тысяч лет нахо­дящей в вере и служении Богу высший смысл бытия.

37 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Kommentare


bottom of page