top of page

Интервью

Безусловно, каждый человек является тем, что он знает о себе, об этом мире. И человек такое существо, что он не может знать то, что не вложено в него, то, что он не увидел, не услышал. Поэтому семья очень важна, если речь идет о полноценном человеке, его полноценной жизнедеятельности, продолжении его рода, общественной деятельности, его реализации творчества и так далее. А какая именно семья? Я считаю - та, что закладывает основу воспитания, так скажем, качественного воспитания. Потому что, если человек не знает основополагающие вещи, то он может кого угодно потом обвинять в том, что у него не сложилась жизнь, что он пошел по неправильному пути, что он, если говорить конкретно, попал в тюрьму или же стал алкоголиком, или стал агрессивным человеком и так далее. Это не вина общества, это не вина государства или системы. В этом виноват его отец, его мама или их отсутствие (если, допустим, человек воспитывался на улице). Мне повезло в этом плане. У меня была типичная семья того времени в Советском Союзе. Мы могли жить спокойно и пожинали плоды того, что Советский Союз подарил нам: череда поколений, благодаря которым я лично мог пользоваться бесплатной медициной, хорошим образованием. У меня была семья, в которой родители ходили на работу, получили хорошее образование, и это все происходило на моих глазах. Я могу сказать, что принадлежал к городской интеллигентной семье, которая была из семьи репрессированных, т.е. и я в том числе. Поэтому они многие вещи мне не рассказывали, но впоследствии я потом узнал о себе, о своем роде, если даже не все, но достаточно, чтобы понять, кто я, и строить какое-то свое будущее или же понять настоящее. Самое главное - в моей семье были хорошие, добрые ценности, советские ценности в том числе, потому что мы принадлежали к этому обществу, т.е. честь, совесть. Моя мама непосредственно занималась моим воспитанием, потому что отец, как и все отцы в то время, работал с утра до вечера, мы его практически не видели. Тем более мой отец тогда довольно-таки часто уезжал в разные командировки, и я получал через него негативный опыт. Мой дедушка, отец и старший брат имели такую слабость, как алкоголь. Многие мужчины того времени имели подобную зависимость. Исходя из этого, большое влияние на меня оказала моя мама, которая принадлежала к клану, фамилии Ермековых. Это были люди, которые имели почетное место в Казахстане, они принадлежали к научной элите, многое сделали для Казахстана. Моя мама, имея мужской характер, взяла на себя мужские функции, она-то в каком-то смысле и определила мое направление в жизни. Другими словами, семья как семья, советская, обычная, в которой есть свои плюсы и минусы, которая через многое прошла, многие вещи оценила. Наследие моих родителей: я, старший брат и младшая сестра, а также и мои дети получили хорошее воспитание, получили ту преемственность, которая позволила нам сегодня иметь тот уровень, тот статус и осмысленное творчество, которые мы реализуем в обществе. Это, возможно, и является основой нашей семьи. Потому что это все позволило нашей семье стать семьей, которая продолжает развиваться, в которой есть родовая преемственность, начиная с наших предков. Исходя из выше сказанного, семья играет определенно главенствующую роль в жизни каждого. Так как это то, что тебя окружает, начиная с твоего рождения. Это то, что внутри тебя и вокруг, это то, что формирует тебя, твой характер с детства. Семью в этом смысле ничем не заменить. Но в мире есть и дети, которые лишены отца или матери, или же воспитываются совсем без родителей, в детдомах. Таким людям, как правило, приходилось очень сложно. А также существуют и те люди, которые пройдя этот непростой путь, сами себя воспитывали, у которых появились здоровые семьи, где понятие семьи занимало главенствующую, определяющую роль в их жизни. Подобных людей очень и очень мало. Поэтому семья – это основа общества в целом, основа истории человеческой. Если говорить о государстве, об обществе, об их составляющих, это, конечно же, семьи, которые формируют личности, и если рассуждать о Казахстане, то наше воспитание было патриархальным. Такое воспитание давало и мыслителей, и полководцев, достаточное количество сынов для войны и матерей для продолжения рода, сохранивших свою самобытность, свой менталитет, и в этом смысле, конечно же, именно семья и семейные ценности очень важны для создания нового общества, детям, которым принадлежит будущее. Семья – это основа. Многие вещи мы не можем говорить напрямую, но косвенно. Например, один из проектов в моем творчестве – это балбалы. Балбалы – это наследие номадической культуры, тюркской культуры, правопреемником которой являются казахи. Это общепризнанный факт, который определяет казахскую ментальность, т.е. мою. В основе лежит культ предков и в принципе это также содержится и в ментальности казахов, в моей соответственно тоже и, надеюсь, моих детей в будущем. Так или иначе культ предков – это такая сила, которая, как мы и говорили, дает возможность преемственности, нормальному развитию, нормальных семейных ценностей, дающих хорошее воспитание, фундамент государству в целом, здоровому обществу. Балбалы изображают всегда мужчину, женщину без сословий, без особенных иерархических символов, это всегда подобно Адаму и Еве, неким предкам, атрибутом которых является чаша. При глубоком рассмотрении – это жертвенная чаша. Одна предназначена для Бога, а другая - для людей. Поэтому в менталитете казахов есть такое понятие как гостеприимство (библейская ценность). Т.е. откуда ты можешь знать тех гостей, которые пришли к тебе, может быть, среди них есть ангел, как ангелы явились и являлись пророкам и праотцу народов, верующих в Бога Единого – это Авраам. К нему были посланы ангелы в виде трех мужей, которых он распознал и принял как ангелов, как Бога. Поэтому у казахов есть в сознании некая божественная составляющая по отношению к гостям. Дело здесь не только в том, что жизнь проходит в изоляции и приходит человек, который новости приносит, если объяснять с точки зрения классической науки или социологии. Нет, я именно говорю о том, что гость имеет сакральное значение для казахов. Таков менталитет казаха, восточный, да и не только восточный, но также и европейский. Просто там это меньше исследуется, меньше придается этому значения, потому что оседлый образ жизни. Может быть, я противоречу здесь себе, на самом деле это отдельный разговор: о том, что общество уходит от своих корней… Тем не менее глубоко внутри это все равно есть. В моем творчестве на примере балбалов видно, каким образом я отношусь к семье, насколько это глубоко во мне и насколько это раскрывается в моем творчестве. Потому что, если даже я не делаю такие прямые образы, которые касаются мужчин и женщин, отца и матери, детей и так далее, то косвенно, если мы говорим о восточной философии и даже в большей степени о европейской, это всегда человек. А если это человек, то это значит семья. Если семья, то основа. Так как именно в семье хранятся все ценности, которые передаются из поколения в поколение. Есть такой конфуцианский, по-моему, слоган: желаю тебе (или не желаю) родиться во времена перемен. Говоря о казахском менталитете, мы можем сказать, что он сейчас преодолевает коллапс, который начался в 20-х, 30-х годах, даже, может быть, с 16-го года. Т.е. переход от кочевого образа жизни, кочевого образа мышления к городской культуре, к оседлой жизни. Начиная с короткого срока советской истории социалистического Казахстана и до сих пор, продолжается становление нового менталитета у казахов и у меня. В чем это выражается? В том, что я, изучая эту тему, выношу ее на рассмотрение как творец, которому обязательно нужен зритель - чтобы оценить, насколько оно верно и насколько оно полезно для меня самого. Я сталкиваюсь с тем, что многие люди, большинство, еще до конца не сформировались как люди нового типа, номадическая культура, кочевая ментальность не заняла свое место и городской менталитет еще не сформировался. Почему я об этом говорю? Потому что большинство людей еще не понимают каких-то вещей, а точнее сказать, еще не осмыслили свое прошлое, они устремлены в будущее, не осознав своего прошлого, живут в некоем суррогатном мире, поэтому будущее они не совсем четко видят и единственное, что есть перед глазами, – это блага западной цивилизации. Поэтому они сейчас заняты этим процессом: процессом преобразования менталитета, их сознания. Здесь, конечно же, очень важна та воспитательная часть искусства, культуры, которая предлагается обществу в целом людьми, ведущими за них эту исследовательскую работу, формирующими сознание людей, их менталитета. Это очень важно. Важно, как много будет тех, кто занимается изучением прошлого, ментальности казахов, их культуры, быта. Сюда относится не только изобразительное искусство, это, конечно же, и археология, и история, бизнес, политология, социология. Все это должно работать как отлаженный механизм, для того, чтобы мы могли вместить в себя и прошлое, и настоящее, и тем самым готовить себе будущее.


38 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page